Навряд ли кто-то поспорит с тем, что у СССР была...

Навряд ли кто-то поспорит с тем, что у СССР была мощная судостроительная ветвь, которая опосля распада страны в считаные годы пришла в упадок. И коснулось это как гражданского сектора отрасли, так и компаний гособоронзаказа.

Разнесенный по всему Союзу единый организм, стал фрагментарной отраслью с чередой самых различных заморочек. А часть прославленного наследия и совсем оказалась за территорией Рф.

Из всего обеспеченного наследия в текущее время вправду на плаву остается лишь «Севмаш» в Североморске. Да и это создание до недавнего времени было за счет ресурса, скопленного во времена СССР. Когда этот ресурс закончился, стоимость готовой продукции существенно возросла.

Ворох заморочек разодранной на клочья индустрии поразил и гражданское судостроение. И было бы доверчивым считать, что назревающие последствия этих заморочек не были очевидны в «сытые 2000-е». В 2007 году президент РФ Владимир Путин подписал указ о консолидации судостроительной отрасли. Объединенной судостроительной компании (ОСК) было передано 80% всех существовавших на тот момент судостроительных мощностей нашей страны. По задумке через объединение этих активов ветвь, некогда действенная, но обветшавшая в «лихие 90-е», обязана была вернуть для себя былую славу.

В 2008 году началось выполнение этих планов. Возникли новейшие портфельные заказы на стройку судов, ветвь взяла курс на восстановление. Но такое прямое роль и ручное управление имеет свои границы — в дело вступил несчастный человечий фактор в лице управления ОСК.

В крайние годы собственной работы управление ОСК не один раз компрометировало себя, за что часто подвергалось критике, в том числе на высшем уровне. В крайний раз совершенно не так давно — в августе этого года — качеством работы ОСК возмутился президент РФ Владимир Путин. Глава страны на совещании по судостроению раскритиковал управляющего ОСК Алексея Рахманова за заключение «убыточных контрактов».

Глава ОСК оправдывался, что при заключении контрактов типо нередко приходится работать по ориентировочным ценам. Всё дело, как отметил Рахманов, в том, что сначала строительства судов компания не имеет полной спецификации и осознания, из чего же будет состоять корабль. Другими словами снова: при заключении контрактов ОСК ориентируется на примерные цены не имеет способности найти, какой будет финальная стоимость изделия.

Президент РФ востребовал разобраться в ситуации с «вредными контрактами».

На том же совещании вице-премьер и глава Министерства индустрии и торговли Денис Мантуров пообещал, что правительство РФ проведет денежный аудит скопленных задолженностей ОСК в секторе гражданского судостроения. Отмечалось, что проверка завершится до декабря. Уже середина декабря, а инфы по итогам аудита еще как бы нет...

Но почему деятельностью управляющего ОСК недовольны все — от управления страны до обычных рабочих?

Можно вспомнить, как в сентябре 2022 года около 100 служащих компании «ЭРА» — подрядной организации компании «Адмиралтейские верфи» в Петербурге (одно из наистарейших судостроительных компаний Рф, заходит в ОСК) — устроили забастовку из-за задержек с выплатой заработной платы.

А еще в месяц ранее на этих самых Адмиралтейских верфях горел строящийся траулер «Механик Маслак» — корабль еще пока лишь строится, но уже горит! В тот день, 2 августа, «Механик Маслак» горел три часа кряду. От МЧС были задействованы практически 60 служащих, траулер тушили и пожарные верфей. Как здесь не вспомнить и про мощный пожар в декабре 2021 года на Северной верфи, на корвете «Проворный», который обошелся в 30 миллиардов рублей. Площадь возгорания составила 800 кв. м. С огнем практически 24 часа боролись 170 служащих МЧС. Передачу корабля флоту пришлось отложить.

И это, к огорчению, не единичный вариант для судостроительной компании. Посреди череды событий — пожар в 2018 году при строительстве дизельного ледокола «Виктор Черномырдин». Вред от этого пожара составил наиболее 150 млн рублей.

Пару раз горел атомный ледокол «Урал» на Балтийском заводе. Горел и новейший атомоход «Сибирь». В декабре 2019 года во время сварочных работ на «Адмирале Кузнецов» на 35-м судоремонтном заводе в Мурманске в первом энергоблоке искра попала в трюм, где было разлито горючее. Огонь тушили без малого день, погибло два человека, наиболее 10 пострадали. Вред судну оценили в 500 млн рублей.

В связи с сиим не покидает стойкое чувство, что все эти многомиллиардные проекты горели совершенно не попросту так. Огонь, как понятно, может скрыть почти все. И в этом контексте будет не излишним вспомнить, что «погорельцам» выделялись новейшие экономные миллионы.

Соседство в СМИ заголовков о пожарах, срывах сроков выполнения заказов и выделении доп финансирования стало обычным информационным фоном, провождающим деятельность ОСК. ОСК исправно снабжали заказами, сроки «горели», а тушить дедлайны правительство было вынуждено средствами. Для осознания этих масштабов необходимо задуматься лишь о одной цифре — на перевооружение ВМФ по програмке развития вооружений на 2011–2020 годы был выделен не один триллион рублей.

Стоит отметить, что сегодняшний глава компании Рахманов является выпускником Чикагского института — альма-матер таковых «эффективных менеджеров», как Анатолий Чубайс и Альфред Кох.

За годы работы Рахманова на посту в ОСК были провалены сроки строительства ледокола «Виктор Черномырдин». Договор на стройку этого наибольшего и массивного неатомного ледокола был заключен с Балтийским заводом еще в 2011 году. Уже опосля заключения Балтийским заводом договора-подряда с верфью Nordic Yards (Германия) на изготовка надстройки для судна и внесения аванса за эти работы в сумме 223 млн рублей выяснилось, что при проектировании ледокола были допущены суровые ошибки. Договор остановили. В 2014 году надстройку решили делать в Рф. Но вернуть часть аванса не удалось. Сдача дизельного судна планировалась на 2015 год, но сроки повсевременно переносили. В 2017 году было принято решение достраивать ледокол «Виктор Черномырдин» на Адмиралтейских верфях. После чего его строили еще три года и спустили на воду лишь в конце 2020 года. Другими словами судно строили практически 10 лет! По оценкам профессионалов, стоимость строительства ледокола за это время выросла в 1,5 раза — с 7,95 миллиардов до 12 миллиардов рублей.

Еще больше вопиющей стала история строительства атомного ледокола «Арктика» стоимостью 37 миллиардов рублей. Непростой и чрезвычайно дорогостоящий ремонт востребовал разрезки корпуса, демонтажа оборудования и его новейшей установки. А ледокол, сроки сдачи которого не один раз переносились, взял курс на акваторию Северного морского пути лишь к 2022 году.

Но что самое печальное и тревожное — подобные «проблемы» (ежели не применить наиболее грубого и четкого слова) наблюдаются и в области военного кораблестроения.

За крайние годы в отношении компаний ОСК следственные органы возбуждали порядка 70 уголовных дел по самым различным составам — от хищения муниципальных средств и имущества на сотки миллионов рублей с следующим выводом их в офшоры до преднамеренного банкротства дочерних компаний. Общий размер вреда в рамках этих дел оценивается в 20 миллиардов рублей. Хватает ли в данной сумме нулей?

В новеньком принципиальном проекте, который активно лоббируют в различных кабинетах для ОСК, хватает нулей с достатком. Компания хочет выстроить новейшую крупнотоннажную верфь на полуострове Котлин поблизости Кронштадта в Ленинградской области. По слухам, в стройку будет вложено порядка 200 миллиардов рублей инвестиций. Ранее в ОСК стоимость строительства оценивали в спектре от $400 млн до $2 миллиардов.

Не излишним будет напомнить, что у ОСК уже был шанс выстроить верфь таковых масштабов. Судостроительный комплекс «Звезда», сейчас узнаваемый всем как проект «Роснефти», сначало пробовала выстроить ОСК. Но с момента закладки верфи в 2009 году в протяжении пары лет процесс строительства так не вступил в активную фазу. И лишь спустя 6 лет — в 2015 году — опосля перехода верфи к консорциуму «Роснефти» и Газпромбанка не без вмешательства президента страны дело двинулось с мертвой точки — в сентябре 2016 года состоялся ее пуск, в 2019 году — завершена 1-ая очередь строительства, сначала 2020 года — на воду было спущено 1-ое судно, а на сто процентов стройку верфи планируется завершить в 2024 году. Таковым образом, ежели считать с момента перехода верфи от ОСК к новенькому оператору, который строит все ее объекты в рекордные сроки, будет нужно восемь лет на пуск настоящего производства. Тем паче что идет речь практически о разработке новейшей для Рф отрасли.

Так сколько же ОСК нужно лет и переносов сроков с расширением финансирования, чтоб выстроить новейшую верфь того же масштаба? Из уст лоббистов этого проекта можно услышать заверения в том, что компания c его реализацией управится всего за три года. Но так ли всё было гладко со сроками по иным проектам? И для чего опять входить в эту воду, когда на Далеком Востоке на подходе целая судостроительная провинция, да к тому же с недозагруженными мощностями? В реальный момент, когда развитие судостроения становится одним из главных критерий сохранения суверенитета Рф, распылять ресурсы и средства было бы преступно.

Добавить комментарий