По итогам 2024 года в 10 из 16 городов-миллионников Рф резко снизилась толика первичного предложения с отделкой. О этом "Стройгазете" сказали специалисты премии Urban.
Массовый отказ застройщиков от отделки в продаваемых квартирах стал одним из основных феноменов уходящего сезона. В неких городах-миллионниках жилище с отделкой (как чистовой, так и в формате white box) практически полностью ушло с витрины. Совместно с тем, есть несколько рынков, которые не были затронуты указанным трендом. В Новосибирске, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Казани толика таковых объектов осталась на прежнем уровне, а в Перми она и совсем расширилась наиболее чем на третья часть.
В крайние годы строй компании поочередно работали над тем, чтоб увеличивать долю предложения с отделкой, чему во многом содействовали подходящие условия по ипотечному кредитованию. На рынках 14 из 16 городов с популяцией от 1 млн человек толика квартир с чистовой и предчистовой отделкой превосходила 50%. В каждом втором случае они покрывали наиболее 2-ух третей всей подборки.
2-ая половина 2024-го с ее кредитными шоками, ростом инфляции и непостоянностью денежных курсов отменилась кардинальными сдвигами в структуре экспозиции. К примеру, в самарских новостройках, которые обычно отличались относительно низким содержанием квартир с отделкой, этот продукт фактически исчез. Его консульство опустилось до мизерных 5,7%.
В Волгограде, где за счет жилища с отделкой комплектовалось три четверти первичного предложения, оно сократилось в объеме десятикратно – до 7,1%. Ниже 30% показатель погрузился также в Ростове-на-Дону (28,0%), Челябинске (24,3%) и Омске (20,4%). На уфимском рынке недвижимость с отделкой на данный момент образует только 32,3% от общего размера подборки – заместо 80,7% годом ранее. Значимый спад наблюдается в Красноярске (с 82,3% до 63,6%), Воронеже (с 72,1% до 49,5%) и Краснодаре (с 68,4% до 43,8%).
"При пришествии кризиса в более уязвимом положении оказались компании, которые работают в регионах с низкомаржинальным строительством. Самара, Воронеж, Челябинск, Волгоград – это городка из нижней четверти рейтинга "миллионников" по стоимости квадратного метра. Экономия на отделке – тот шаг, который хотя бы незначительно (на 3-6%) дозволяет понизить себестоимость жилища и тем поднять его шансы на реализацию. С подобными неуввязками столкнулись застройщики в Краснодаре, Ростове-на-Дону, Красноярске, Омске, Уфе. Во всех перечисленных городках прайс квадратного метра находится уже на пределе покупательской возможности населения, потому, и на местных рынках толика предложения с отделкой стремительно сокращается", – комментирует генеральный директор и учредитель премии Urban Ольга Хасанова.
Посреди городов, где удельный вес квартир с отделкой идет вниз, бытует и Москва. Но в столице у этого явления иная природа. В протяжении 2024 года столичный рынок активно насыщался проектами из числа тех высокобюджетных частей, в каких вариант с отделкой применяется сравнимо изредка. Как результат, пропорция уменьшилась с 56,3% до 41,4%.
В неких городках, напротив, толика квартир с отделкой даже возросла. Сначала, это Казань и Нижний Новгород – мегаполисы из федерального топ-5 по уровню цен на жилище. Попытка сэкономить на отделке в контексте казанского и нижегородского рынков была бы просто бессмысленной. Их характеристики с 2023 года выросли – на 4% и 1,8% соответственно. Прошлогодние значения в целом актуальны и для Новосибирска (-2,4%) с Екатеринбургом (+1,5%). На петербургской витрине 61,2% жилых лотов все еще предугадывают наличие какой-нибудь отделки, что на 4,8% меньше, чем год назад – разница в пределах обычных статистических колебаний.
На этом фоне истинной аномалией стали характеристики пермского рынка. Тут толика квартир, которые предлагаются в чистовом либо предчистовом виде, за год поднялась на 19,9% – до 75,4%. В Перми больше половины всей готовой к продаже недвижимости распределено по 7 новостройкам, которые на 80% заполнены лотами с отделкой. Большой массив спроса практически прикован к ограниченному количеству адресов, и застройщики могут для себя дозволить выставить на витрину удачный себе продукт.