Практически 75% русских семей желали бы жить в личном доме — такие социологические данные ВЦИОМ приведены в тексте стратегии Минстроя до 2030 года. Еще в прошедшем году президент Владимир Путин говорил, что развитие личного жилищного строительства (ИЖС) — принципиальная цель. Была поставлена задачка предугадать специальную поддержку таковой деятельности, и Минстрой отчасти уже принял меры.
Допустим, упрощенный порядок регистрации домов и проведения кадастровых работ на ИЖС: сейчас процедура обязана составлять всего три дня. Также на базе ДОМ. РФ был определен банк типовых проектов ИЖС, внедрение которого обязано, по задумке организаторов, воздействовать на понижение стоимости жилища. Началось внедрение механизма эскроу-счетов в сферу ИЖС.
В числе основных вызовов в развитии рынка личных домов — создание банка земель под стройку ИЖС, обеспечение инфраструктурой земляных участков и доступность ипотеки.
Для банков такие кредиты — высочайший риск. Дискуссия о адекватном залоговом механизме идет издавна, а в действительности дома, инфраструктура и благоустройство часто преобразуются в долгострой или равномерно стагнируют и ликвидируются.
В стратегии развития сектора есть и очень дискуссионные моменты. К примеру, деление страны на семь кластеров в зависимости от экономического потенциала субъектов. Предполагается, что это необходимо для адресной поддержки ИЖС. Но как такие маневры будут эффективны — большой вопросец, так как у почти всех регионов есть своя колоритная специфичность жилищной политики, которая определяется не только лишь экономическим, да и соц укладом.
В благополучной Столичной области земли много, что не мешает ее городкам зарастать высокоэтажными домами. А вот Республика Дагестан, напротив, в большей степени низкоэтажная, и это соединено в том числе с культурными и ландшафтными чертами.
Не считая того, стратегия фактически не затрагивает тему низкоэтажных домов на несколько квартир. Но это могло бы стать вектором развития городов: все есть основания считать, что не только лишь ИЖС, да и остальные типы низкоэтажной стройки заинтригуют людей. А это как раз и будет содействовать развитию ипотечного кредитования в низкоэтажных секторах.
Тем паче что Минстрой пару лет назад разработал целую базу решений низкоэтажного строительства, где ИЖС выступает только одним из типов. Потому разумно разглядеть на уровне гос стратегии и комбинированную стройку поблизости русских городов. Ведь в нашей стране есть множество примеров соседства разных типов стройки, а они требуют системного законодательного регулирования.
При всем этом нельзя допустить, чтоб ипотечные кредиты были «привязаны» к типовым проектам строительства ИЖС. Люди будут отходить от проекта по собственному желанию, а в случае конфликтных ситуаций перейдут на потребительское кредитование, что нарушит генеральную линию идеи обеспечения людей кредитами со стороны ДОМ. РФ. Само право на самостоятельное стройку может противоречить концепции обычных поселков ИЖС. Но отменить право людей самим определять вид собственного жилища, конечно, нереально.
В числе идей — делегировать возведение обычных поселков в регионах утвержденным властями пулом застройщиков. Они будут на сто процентов принимать позицию органов власти в отношении определенных типов ИЖС, из которых обязана состоять вся стройка.
На данный момент Агентство стратегических инициатив уже активно рекламирует достоинства единства администраций и бизнесменов на примере Белгородской ипотечной компании, которая стала оператором строительства низкоэтажных комплексов в собственном регионе. Ежели кратко, она выкупает у региона землю, предлагая объекты подрядчикам по стоимости до 80% ниже рыночной, что позволило ряду чиновников именовать этот механизм «белгородским чудом». Их коллеги из минстроя Липецкой области тренд схватили, заявив, что вмешиваться в процесс строительства ИЖС не надо, кое-где подправить, кое-где подсказать — допускается.
Но нет колебаний, что впереди непростая дискуссия относительно таковых операторов, ежели концепцию будут продвигать далее. Недостаток выгодных и различных предложений застройщиков может привести к монополизации рынка — это основной риск института региональных операторов ИЖС.
Люди различные, и они будут выбирать различных строителей, полагаясь на свои познания о рынке. Также и девелоперы не постоянно будут заинтересованы в кредитовании и даже господдержке, ведь ИЖС — менее маржинальный строительный продукт, выплачивать процентные ставки по которому не достаточно кто посчитает целесообразным предприятием в целом. А это очередной непростой нюанс организации действенного ипотечного кредитования ИЖС в Рф.
Всех этих противоречий можно было бы избежать, если б во главе угла стратегии стояло развитие прилегающих к городкам территорий, где стоило бы апробировать низкоэтажные решения.
Создатель — застройщик и обладатель ГК «Удача», член генсовета «Деловой России» Владимир Прохоров
Позиция редакции может не совпадать с мнением создателя