
Стычка рабочих-узбеков с сторожами стройки произошла накануне 1-го из основных праздничков мусульман — Ураза-байрам. По версии сторожей, предпосылкой драки, которую пришлось разнимать отряду спецназначения, стала попытка 1-го из строителей пронести в общежитие спиртное.
Но почти все во Владивостоке не верят «водочной» версии конфликта.
Даже на самом полуострове Российский (он хоть и считается частью городка, но с
Большой землей связан редкими паромами и нелегальными
рейсами барж) местные молвят, что драку быстрее спровоцировала
охрана, на которую жалуются не только лишь узбеки либо киргизы, да и коренные
островитяне, работающие на стройке.
— Понабрали туда совершенно уж дуболомов. Тех, которые вообщем работать не могут, лишь дубинками махать, вот и понеслось, — капитан катера Максим, согласившийся подбросить нас ближе к месту возведения комплекса АТЭС, сам на стройке не был, но его друзья и родственники работают там. — Мои ребята, которые там подрабатывают, молвят, что один из этих дуболомов перевернул котел, в каком строители ужин готовили. Ну просто оставил людей голодными. Я б тоже в таковой ситуации в драку полез не поглядел бы, что он сторож либо даже мент.
В то, что строители были опьяненными, Максим не верит. Говорит, что знаком с несколькими узбеками-мусульманам, которые вообщем не пьют из-за религиозных запретов. Тем паче, добавляет капитан, в той части острова, на которой идет стройку, не то что водки — пива не приобрести. Все из-за такого же сухого закона.
На витринах наиблежайшего к стройплощадке магазина спиртного вправду нет. По сути витрин тут тоже нет — магазин оборудован снутри грузового контейнера, к стенкам которого прибиты полки для продуктов. Но просьба реализовать «чего-нибудь выпить» продавщицу полностью не смущает. Она закрывает контейнер-магазин и отпирает примыкающий контейнер-склад.
Тут под непрозрачным целлофаном спрятана целая коллекция спиртного: пиво, алкогольные коктейли, крепленое вино, водка и самый популярный, по словам работницы торговли, продукт — флакончики со спиртом, маркированные как «Раствор мед стерильный». На вопросец о том, кто же обеспечил популярность спирту, продавщица отвечает молчаливой ухмылкой.
Но разгадать загадку просто: в ближнем лесу пустых флаконов вперемешку с водочными бутылками и смятыми пивными жестянками — сотки. При этом не попросту в лесу, а строго вдоль проходящей по нему тропинки, соединяющей стройплощадку с тем магазином-контейнером. Местные тут не прогуливаются — им на стройке делать нечего. Тропинку вытоптали рабочие, бегающие за нелегальным алкоголем через лес, в обход пары проходных с сторожами в камуфляже и полицейскими.
1-го из таковых рабочих мы встречаем уже через пару минут лесной прогулки. Смуглый мужчина лет 50 пробует спрятаться, но лес тут не так густой, чтоб можно было укрыться. Изо рта неудавшегося беглеца разит алкоголем. Поняв, что мы не сторожи не будем наказывать его за покупку спиртного, он представляется Абдурахманом и признается, что испил. Говорит, что от тяжеленной жизни.
— Я из Узбекистана приехал, у меня там 6 малышей и две супруги. Одна в военкомате работает, там практически не платят. А 2-ая — юная, медсестра, но не работает пока. Всех подкармливать нужно, вот и приходится много работать. Устаю чрезвычайно, пью, чтобы отдохнуть, — Абдурахман еще не пришел в себя от испуга перед сторожами, потому говорит заикаясь и остервенело чешет голый животик под рабочей спецовкой.
Он говорит, что на стройке пьют практически все и тайная дорога к магазину тоже известна всем, но были ли опьяненными те, кто устроил драку с охраной, Абдурахман не знает. Но, уверен рабочий, зачинщиками были не его товарищи.
— Я лицезрел, как драка началась. Наши после смены возвратились в общежитие, отправь в душ, а охрана не пускает. Говорит: поначалу турки будут умываться. А для чего им у нас умываться? У турок свое общежитие. Кто-то из наших начал сторожу это разъяснять, а тот его стукнул. Узбеки за собственного вступились, — излагает свою версию событий Абдурахман, добавляя, что ранее сторожи вправду переворачивали у рабочих котлы с пищей, отбирали сигареты и средства. — Вот и, как вы говорите, накипело у людей.
Кто конкретно первым попал под руку сторожу, Абдурахман не говорит. Утверждает, что не лицезрел его лица, потому не может ни подтвердить, ни опровергнуть информацию о том, что это был отпрыск узбекского старейшины, как о этом заявляли представители узбекской общины в Приморье.
Те из строителей, с которыми мы смогли побеседовать, пробравшись по лесной тропе на площадку, также молвят, что не лицезрели, кого конкретно били сторожи и кто полез с ними в драку. Узбек Али, занимающийся отделкой будущих апартаментов президента Рф, разъясняет это боязнью оказаться последним.
— Никто не признается, что он дрался. Не произнесет даже, что лицезрел, кто дрался. Его же сходу зачинщиком назовут. А так не отыщут никогда — мы же для их на одно лицо. Потому менты и взяли лишь 1-го — того, кого их собака покусала. Да и он верно себя ведет, говорит, что просто мимо проходил, когда собака его укусила, — Али тушит бычок о стенку президентского кабинета и ворачивается к разговору с товарищами. Те посиживают на корточках, внимают через телефон узбекскую попсу и нередко сплевывают на пол. Говорят, что о драке знают чрезвычайно не достаточно. Лишь то, что учинили ее из-за невозможности умыться перед вечерней молитвой.
То же самое рабочие поведали и фаворитам государственных диаспор, посетившим полуостров скоро после драки. Прошлый на данной встрече муфтий Дальневосточного округа, имам Владивостока Абдулла Ишмухаметов считает, что спор из-за душевой мог стать поводом для драки, но предпосылки несколько другие.
— Люди на взводе, это понятно — неким зарплату не платят с мая, большинству же средства не давали по полтора месяца. В таковой ситуации немудрено вспылить даже из-за очереди в душ. В особенности ежели их не пустили умыться те сторожи — а я знаю, что на стройке есть один-два таковых, — которые неуважительно молвят о исламе и национальности строителей, — имам возбужденно размахивает руками с аккуратненько закругленными, как у опасающегося разорвать мед перчатки доктора, ногтями (муфтий работает к тому же врачом-анестезиологом). — Но при всем этом нет никакой межнациональной напряженности, нет и вражды на религиозной базе. Все живут дружно, конфликты лишь бытовые и быстро решаются.
Этнический узбек Абдулла Ишмухаметов знает, что почти все (он говорит «некоторые») из его соплеменников на Российском выпивают, нарушая предписания Корана. И признает, что посодействовать им — не в его силах.
— Я ездил на Российский для того, чтоб разобраться в дилеммах мусульман, посодействовать им. Но тем, которые пьют водку, я посодействовать не могу — это так именуемые этнические мусульмане, истинной веры у их нет. А означает, и имам не выручит, раз Аллах их не наставил, — обидно констатирует врач-муфтий.
Прихожане мечети Владивостока — той, в какой проводит богослужения Абдулла Ишмухаметов, — куда наиболее категоричны.
— Им по делам их досталось, раз они водку пьют, — дискуссируют поведение строителей парни-чеченцы, пришедшие в мечеть на пятничный дневной намаз. — Пусть Всевышнего благодарят, что мы их не встретили, а то бы…
Мужчины недоговаривают. Только, играя желваками, добавляют, что ни разу не лицезрели на первом этаже владивостокской многоэтажки, отведенном под мечеть, ни 1-го из рабочих с Российского. И делают вывод: они не мусульмане.
К схожему заключению пришел и сторож стройплощадки Владимир Ведерников, поймавший нас на закрытом объекте.
— Они вроде как молятся, коврики расстилают. Пост этот собственный соблюдают, но все равно бухают, — делится своими наблюдениями Владимир, конвоируя нас за границы стройки. — А ведь им ихний Коран это дело запрещает. Ну и у нас сюда с бутылкой нельзя. Запрет полный.
Сторож не верит, что строители взбунтовались из-за душа. Считает, что все дело в практически повальном пьянстве посреди рабочих и их нежелании соблюдать правила.
Но официальных лиц версия бунта из-за невозможности умыться полностью устраивает.
— Мы узнали, что воду в общежития подают всего дважды в день. И почти все не успевают принять душ, что и вызывало у строителей беспокойство, — говорит, стоя на пирсе, лишь что вернувшаяся с Российского заместитель начальника пресс-службы УВД Приморского края Екатерина Полянская. — Но управление строительной компании «Крокус», которая ведет работы на саммите, пообещало, что в течение 70 дней заработает специально привезенный из Америки опреснитель воды и душ будет работать круглые сутки.
Улыбчивая представительница милиции знает и о дилеммах с выплатами зарплаты, и о непонимании меж рабочими и охраной.
— Начальство обещало проработать вопросец с задержками выплат и впредь не допускать их. А для того чтоб сделать диалог меж строителями и их руководителями, также охраной и милицией, было принято решение открыть на саммите публичные приемные, — ухмылка не сходит с лица Екатерины Полянской даже при произнесении этих протокольных фраз. — В этих приемных будут работать представители этнических общин, к которым сумеет обратиться хоть какой рабочий. Ведь почти все из их просто не знают, к кому идти со своими неуввязками, а часто не обладают русским языком.
— Всех в руках Аллаха, он не отдал сиим людям (строителям. — «Известия») мудрости осознать, что они живут некорректно, отсюда все их трудности, — колеблется в результативности полицейских инициатив бородач-чеченец Гелани, проводящий намаз в отсутствие отправившегося на Российский имама.
Истинной предпосылкой беспорядков он считает то, что люди на Далеком Востоке живут без шариата.