У партнеров, реализующих проект «Северный поток – 2», еще есть приблизительно полтора месяца, чтоб получить разрешение у Дании на стройку газопровода в ее исключительной экономической зоне. Ежели они получат это разрешение в течение ноября, то проект будет сдан в срок –– к началу 2020 года. Ежели же нет, то газопровод всё равно построят, просто в обход Дании.
«Северный поток – 2» укладывается в Балтийском море со скоростью до 3 км в день. По словам главы совета директоров «Газпрома» Виктора Зубкова, газопровод уже построен на 83%. А это значит, что труба вплотную приблизилась к исключительной экономической зоне Дании в Балтийском море.
Копенгаген один не выдал разрешение на стройку «Северного потока – 2». Поводом для такового промедления является необходимость выбора более безопасного маршрута. Другими словами, Дания изображает обеспокоенность судьбой хрупкой экосистемы собственного участка Балтийского моря.
Там, где остальным государствам хватило 1-го варианта маршрута, данной стране не достаточно 3-х. Nord Stream 2 выступила с заявлением, что деяния Дании могут задержать ввод в эксплуатацию «Северного потока – 2» до 2-ой половины 2020 года. Эти слова, вероятнее всего, стоит разглядывать не как планы на будущее, а в контексте вероятных исков –– оператор проекта просто обозначил масштаб денежных утрат, которые могут ожидать Копенгаген.
Ежели речь о задержке проекта и может идти, то она навряд ли составит наиболее полутора-двух месяцев. Притом эти сроки, практически, не воздействую на надежность газоснабжения Европы в зимний период. Дело в том, что сам по для себя «Северный поток – 2» — это газопровод, строящийся от берега Рф до берега Германии. Чтоб поставлять газ потребителям в Евросоюзе, нужно выстроить газотранспортные мощности на местности самой ЕС. Полномасштабный ввод в эксплуатацию этих мощностей ожидается во 2-ой половине последующего года.
Естественно, неважно какая задержка автоматом приведет к удорожанию проекта, потому что подольше, чем предполагалось, будут оплачиваться аренда оборудования, горючее, сервисы местных профессионалов и тому схожее. Но по самым пессимистичным оценкам удорожание навряд ли превзойдет 5% от сегодняшней стоимости проекта. Непременно, в абсолютных величинах это значимая сумма — порядка $500 млн и лучше ее сэкономить, чем заплатить. Но в то же время это малая стоимость по сопоставлению со стратегическим значением «Северного потока – 2» для Рф и ее европейских партнеров.
Вопросец о выдаче разрешения Данией встанет остро практически в течение октября, потому что придет срок прокладывать трубу в исключительной экономической зоне данной страны. Хотя на теоретическом уровне «Газпром» и его партнеры могут подождать до конца ноября, чтоб уложиться в срок и довести газопровод до берега Германии.
Формальных поводов отказать у Копенгагена нет. Но это не мешает ему отмалчиваться, хотя недоумение высказывают не только лишь русские официальные лица, да и соседи Дании по Евросоюзу. Камнем, а поточнее полуостровом преткновения остается датский полуостров Борнхольм. Конкретно в его районе должен пролегать «Северный поток – 2». Не будь этого острова, у Дании не было исключительной зоны на пути газопровода и она бы не участвовала в решении вопросца о его строительстве.
Виктор Зубков отметил, что существует вариант прокладки трубы вне экономической зоны Дании. Потому что Балтийское море не дает огромного места для маневра, то речь может идти о строительстве через исключительную экономическую зону Швеции, которая примыкает к зоне Германии. В летнюю пору прошедшего года, хоть не без скандалов, Швеция выдала разрешение на «Северный поток – 2». Естественно, это не идеальный вариант, потому что трасса окажется длиннее, чем предполагается на данный момент, не считая того, потребуются доп изыскания, а это — сдвинувшиеся сроки и удорожание проекта. Ведь чем длиннее трасса, тем больше для нее необходимо труб и бетона.
Министр энергетики Александр Новак признал, что такие опасности есть, но выразил надежду на возврат Дании к конструктивному диалогу. А глава австрийской компании OMV, являющейся наистарейшим западным партнером «Газпрома», Райнер Зеле и совсем увидел, что у партнеров есть чрезвычайно отличные шансы получить разрешение от Копенгагена. А необходимость в других маршрутах «Северного потока – 2» отсутствует.
Хотя споры вокруг трансбалтийского газопровода не утихают, разумеется одно: даже самые горячие противники российско-европейского проекта не задумываются, что его можно приостановить. Задержать, сделать дороже — да. Но колебаний в том, что «Северный поток – 2» будет построен, ни у кого нет. Притом вероятнее всего построен он и правда будет в срок.
Создатель — аналитик, заместитель генерального директора Института государственной энергетики
Мировоззрение создателя может не совпадать с позицией редакции
Стоимость атаки
Аналитик Александр Фролов — о том, как скажется на мировом рынке сокращение добычи в Саудовской Аравии
Путь датский
Аналитик Александр Фролов — о том, как противостоящая «Северному сгустку — 2» страна сама же оказалась в зависимости от поставок нашего газа